-
Для кого
руководители и специалисты школ приемных родителей, органов опеки и попечительства, отделов семьи и детства, центров помощи семье и детям, специалисты учреждений в сфере социальной защиты, специалисты детских сиротских и коррекционных учреждений, представители добровольческих и благотворительных общественных организаций
Программа
I. Создание Школы приемных родителей (ШПР).
1. Выбор организационной модели и ее правовое оформление:
- ШПР как структурное подразделение образовательных учреждений, в том числе сиротских;
- как самостоятельное подведомственное учреждение (бюджетное или автономное);
- как независимое юридическое лицо (негосударственная общественная организация и др.).
2. Варианты финансирования деятельности ШПР:
- оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями на основании государственного (муниципального) задания; организация оказания платных услуг в учреждении;
- возможности финансирования соответствующих услуг, переданных на исполнение независимым юридическим лицам – аутсорсинг, система государственного (муниципального) социального заказа;
- привлечение внебюджетного финансирования (фандрайзинг) в деятельность ШПР.
3. Кадровое обеспечение деятельности ШПР. Подбор команды специалистов: требования к профессиональным компетенциям и личностным качествам специалистов. Рекомендуемое штатное расписание, распределение обязанностей в штате. Ответственность и профессиональная этика специалистов ШПР. Тренинг «Обеспечение психологической готовности специалистов ШПР к работе с родителями и детьми-сиротами (детьми, оставшимися без попечения родителей)».
4. Документирование процесса обучения в Школе приемных родителей в соответствии с ФЗ-152 «О персональных данных».
5. Обеспечение рабочего взаимодействия ШПР и других субъектов системы социальной работы с детьми-сиротами (детьми, оставшимися без попечения родителей): органы опеки и попечительства, органы власти и учреждения социальной защиты, правозащитные и добровольческие организации.
6. Государственный контроль за деятельностью Школ приемных родителей.
II. Методические модели и разработка программы Школы приемных родителей. Рекомендации к реализации программы.
1. Практикум по разработке программы. Планирование и структура курсов обучения (вводный курс, курсы поддержки, сопровождения и т.д.). Принципы формирования групп потенциальных родителей, в т.ч. и в зависимости от степени их готовности. Методы систематизации занятий.
2. Темы и формы занятий с кандидатами в приемные родители.Лекционно-семинарские занятия. Групповые занятия. Тематические столы и консультации по острым вопросам. Тренинги, ролевые игры, ситуационное обучение. Арт-терапия. Семейно-воспитательные группы в структуре подготовки приемных родителей. Клубы опекунов и приемных родителей. Дистанционное обучение: опыт и перспективы.
3. Ситуационные занятия: Чему могут и чему должны научиться будущие приемные родители? Оценка их решения и ситуации, встреча и общение с ребенком, контакт с биологическими родителями ребенка, ожидания и разочарования приемных родителей.
III. Соблюдение Школами приемных родителей законодательства в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Установление социального статуса ребенка и определение формы его семейного устройства. Юридические рамки каждой формы и ее проверка на соответствие ожиданиям приемной семьи. Диагностика и экспертиза здоровья детей, передаваемых в приемную семью.
2. Законодательно закрепленные требования, предъявляемые к кандидатамв приемные родители (опекуны, усыновители). Юридическая грамотность и психологическая компетентность приемных родителей. Медицинское освидетельствование кандидатов в приемные родители.
3. Защита прав всех членов приемной семьи. Права ребенка при усыновлении, права биологических родителей ребенка и их родственников. Восстановление прав родителей. Тайна усыновления. Изменение персональных данных ребенка. Права приемной, патронатной семьи. Социальный договор. Разграничение прав между опекунами, родителями и учреждениями. Материальное обеспечение семьи, льготы для приемных семей. Процедура отмены усыновления и снятия опеки.
IV. Основные направления и технологии работы с родителями и детьми в Школе приемных родителей.
- Привлечение и подбор потенциальных приемных родителей. Технологии и методы работы с родителями на стадии принятия решения о приемном ребенке: тесты и собеседования. Сопровождение потенциальных родителей на этапе прохождения административных и судебных процедур.
- Поддержка ребенка в период адаптации в новой семье и последующих стадиях.
- Интерпретация поведения ребенка и преодоление родительских стереотипов об усыновлении на разных стадиях развития приемной семьи. Обратная сторона приемного родительства.
- Психокоррекция состояния детей и ситуации, когда она невозможна. Работа со «случаем». Поведение брошенных и приемных детей: сложные случаи и пути их преодоления (депривация, агрессия, проживание горя). Психолого-педагогические приемы компенсации у детей отрицательного опыта и моральных травм. Ознакомление будущих родителей с этими приемами.
- Особенные случаи: сопровождение приемной семьи с ребенком-подростком, создание приемной семьи для ребенка – выпускника сиротского учреждения.
- Мониторинг воспитания ребенка в новой семье: проблемные и спорные вопросы.
- Профилактика вторичных отказов.
V. Круглый стол «Информационная поддержка и программно-методическое обеспечение школы приемных родителей». Поддержание и развитие идеологии семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа со СМИ и Internet
Для участников семинара:
обучение по программе с выдачей Удостоверения;
сборник информационно-справочных материалов;
экскурсионная программа;
ежедневные обеды и кофе-брейки.ВНИМАНИЕ!
По вопросам участия нашей организации в электронных аукционах на Госзаказ обращаться по телефону (812) 327 74 10
Период оказания услуги по очно-заочной форме с 3 по 14 сентября 2012 года (очная часть - с 10 по 14 сентября 2012 года)