-
Для кого
руководители и специалисты отделов планирования, финансовых служб и управлений, экономисты
Программа
Семинар разработан для специалистов, которые только приступили к постановке бюджетирования и начинающих экономистов. В рамках занятий участники семинара знакомятся с базовыми понятиями и технологией построения основных бюджетов.
1. Бюджетирование как эффективный инструмент управления компанией. Основные термины. Цели и задачи бюджетирования. Основные положения и принципы бюджетирования. Какую пользу компании приносит система планирования, базирующаяся на бюджетировании? Роль бюджетирования в управленческом учете.
2. Построение и оптимизация финансовой структуры компании.
- Организационная и финансовая структура компании. Анализ эффективности организационной структуры. Изменения в организационной структуре в процессе внедрения бюджетирования.
- Управление по центрам финансовой ответственности (ЦФО): разбор основных понятий, преимуществ и недостатков. Выбор типа ЦФО. Основные принципы формирования ЦФО.
- Критерии анализа эффективности функционирования ЦФО. Оценка вспомогательных подразделений.
3. Планирование и учет затрат для целей бюджетирования. Управление затратами. Основные классификации расходов. Особенности учета расходов в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете. Виды себестоимости. Калькуляция затрат. Методы калькуляции полной и усеченной себестоимости продукции. Расходы продукта и расходы периода. Способы распределения косвенных расходов. Понятие маржинального дохода. Расчет точки безубыточности и запаса прочности. Операционный рычаг.
4. Схема внедрения бюджетирования в компании. Как подготовиться к внедрению системы бюджетирования? Оценка и анализ текущей финансовой структуры и системы управления компанией. Состав и структура бюджетной модели. Виды бюджетов. Определение периода и горизонта планирования. Этапы внедрения системы бюджетирования. Участники бюджетного процесса и распределение обязанностей между ними.
Практикум: Управленческая и финансовая диагностика предприятия при постановке системы бюджетирования.5. Тренинг. Преодоление сопротивления персонала при внедрении системы бюджетирования. Взаимодействие. Разрешение конфликтов.
6. Технология составления бюджетов разных уровней: от бюджетов структурных подразделений до мастер-бюджета.
- Пошаговая методика составления бюджетов. Определение видов необходимых бюджетов и взаимосвязи между ними. Расчет бюджетных показателей.
- Разработка бюджета продаж.
- Составление материального плана. Расчет потребности в использовании, закупке и оплате материалов (бюджет закупок).
- Разработка бюджета производства.
- Разработка бюджета коммерческих и управленческих расходов.
- Разработка бюджета персонала.
- Разработка инвестиционного бюджета.
- Разработка финансовых бюджетов: БДДС, БДР, управленческий баланс.
- Составление Сводного бюджета (мастер-бюджета) предприятия. Анализ и корректировка Сводного бюджета.
Практикум: Рассмотрение различных бюджетных форм и состава мастер-бюджета из практики российских компаний.7. Бюджетирование "сверху-вниз" и "снизу-вверх": достоинства и недостатки.
8. Контроль и анализ исполнения бюджетов. Финансовый (казначейский) контроль. Методика анализа исполнения бюджетов (план-фактный анализ). Горизонтальный и вертикальный анализ.
9. Регламентация бюджетирования. Основные виды регламентов и положений: Положение о финансовой структуре, Положение об учетной политике, Положение о бюджетировании, Положение о планировании, Положение о ЦФО.
Практикум: Обзор ключевых положений Бюджетных регламентов российских компаний.10. Автоматизация системы бюджетирования. Выбор системы автоматизации: плюсы и минусы разных программных продуктов. Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание. Проблемы при внедрении систем автоматизации и их решение.
Для участников семинара:
- обучение по программе с выдачей Сертификата;
- сборник информационно-справочных материалов;
- экскурсионная программа «Знакомство с Санкт-Петербургом»;
- ежедневные обеды и кофе-брейки.