-
На семинаре представлена актуальная информация, практические рекомендации и советы экспертов в области начального, коррекционного и инклюзивного образования
Для кого
для директоров общеобразовательных школ и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, руководителей школьных методических объединений начальных классов, специалистов ППМС-центров
Программа
Обратите внимание! В тексте программы данного семинара используются следующие сокращения:
- ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ - далее "Стандарт".
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - далее "Стандарт О у/о".
- Адаптированная основная общеобразовательная программа - далее АООП.
- Нормативно-правовые документы, регулирующие образование детей с ОВЗ. Основные положения и структура Стандарта и Стандарта О у/о. Анализ и практическое применение инструктивных писем, методических рекомендаций Минобрнауки России по вопросам внедрения и реализации Стандарта. Обзор и комментарии 273-ФЗ и ФГОС НОО с точки зрения обучения детей с ОВЗ. Особенности реализации Стандарта и Стандарта О у/о в условиях общеобразовательной школы (инклюзивное образование). Профстандарт педагога НОО.
- Актуализация базы локальных нормативных актов образовательной организации, регулирующих внедрение и реализацию Стандарта и Стандарта О у/о. Формирование и обновление пакета нормативно-распорядительных документов, сопровождающих процесс внедрения Стандарта и Стандарта О у/о. Создание рабочей группы по сопровождению внедрения и реализации Стандарта и Стандарта О у/о. Пошаговый алгоритм внедрения Стандарта в практику работы общеобразовательной школы.
Практикум по разработке поэтапной дорожной карты внедрения и реализации Стандарта. - Диагностика и анализ готовности педагогического и административного состава ОО к работе с обучающимися с ОВЗ. Кадровое обеспечение процесса внедрения и реализации Стандарта и Стандарта О у/о ОО с учетом требований законодательства. Формирование штата квалифицированных специалистов ОО, участвующих в реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ОО. Организация процесса поэтапного повышения квалификации административного и педагогического состава ОО по вопросам внедрения и реализации Стандарта. Методическая подготовка педагогов ОО для работы с детьми с ОВЗ. Введение в штат ОО должности тьютора и/или ассистента (помощника) для обучающихся с ОВЗ. Сетевые формы реализации программы коррекционной работы.
- Материально-техническое обеспечение процесса внедрения и реализации Стандарта и Стандарта О у/о. Анализ материально-технического и информационного обеспечения ОО, в соответствии с требованиями Стандарта и Стандарта у/о ОО, санитарными, противопожарными и другими нормами. Приведение материально-технической базы школы к нормативным требованиям Стандарта и создание доступной среды. Размещение информации о ходе реализации Стандарта на сайте ОО. Оформление новой версии сайта ОО с учетом требований Стандарта.
- Финансово-экономическое обеспечение процесса внедрения Стандарта. Федеральные нормативы финансирования реализации программ АООП. Развитие экономической самостоятельности и открытости деятельности ОО с точки зрения 273-ФЗ, 83-ФЗ и национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Внебюджетные источники финансирования реализации программ АООП. Оказание платных дополнительных услуг.
- Программно-методическое обеспечение процесса внедрения ФГОС для детей с ОВЗ. АООП - основной документ реализации Стандарта и Стандарта О у/о. Вариативность программ Стандарта в зависимости от образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ. Формы реализации АООП. Структура, условия и порядок разработки АООП НОО. Особенности реализации АООП НОО в практике работы общеобразовательной школы. Методическое оснащение АООП, в том числе техническими средствами обучения и учебниками. Учет особенностей обучения детей с ОВЗ при разработке учебного плана, обеспечивающего реализацию АООП. Составление индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ. Особенности и организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ.
- Научно-методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ: основные компоненты образовательного процесса и их своеобразие. Педагогическая деятельность учителя начальных классов в работе с обучающимися с ОВЗ. Анализ качества профессионально-педагогической деятельности учителя. Деятельность методического объединения учителей начальных классов. Научно-методическое сопровождение деятельности учителя начальных классов.
- Актуальные вопросы определение образовательного маршрута в условиях реализации Стандарта и Стандарта О у/о. Задачи и содержание деятельности ЦПМПК по определению образовательного маршрута для детей с ОВЗ в условиях внедрения Стандарта и Стандарта О у/о. Технология организации психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
- Специфика работы с обучающимися с умственной отсталостью (у/о). Психолого-педагогическое обследование и оценка состояния развития ребенка с у/о. Разработка, структура и содержание специальной индивидуальной программы развития (СИПР) ребенка с у/о. Организационные вопросы обеспечения образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью (у/о).
- Посещение государственной бюджетной общеобразовательной организации Санкт-Петербурга, реализующей модель инклюзивного образования. Обмен опытом и результатами.
- Круглый стол участников семинара по обмену мнениями и опытом по реализации Стандарта и Стандарта О у/о.