-
Курс поможет максимально быстро освоить современные информационные технологии как для решения текущих задач библиотечного обслуживания и усовершенствования системы каталогизации, так и для продвижения библиотеки и работы с посетителями
Для кого
для руководителей и специалистов отдела комплектования, информатизации, обслуживания, а также специалистов отделов библиотечного маркетинга и менеджмента ЦБС и общедоступных библиотек
Программа
Компьютеризация
- Основные компетенции работника культуры в сфере информатизации.
- Основные системы коммуникации: почтовые сервисы (mail.ru, gmail.com, yandex.ru, MS Outlook), передача и хранение информации (внешние накопители, облачные хранилища данных — Google Диск, Яндекс.Диск, DropBox и другие).
- Создание и возможности презентаций: структура, наполнение, дизайн. Использование различных стационарных (MS PowerPoint) и онлайн платформ (Google presentations).
- Создание контента. Делаем и оформляем публикации, доклады, обучающие материалы, плакаты и объявления.
- Редакторы текста (MS Office): возможности создавать удобные для чтения документы, рецензирование. Полезные программы для обработки и чтения текста: FineReader — расшифровка отсканированных текстов, Adobe Acrobat и DjVu Reader — чтение и обработка текста различных форматов.
- Редакторы изображений: от создания объявлений «для внутреннего пользования», до написания технического задания для дизайнера и принципов отбора дизайнерских работ.
- Трудности при работе с ПК. За что в ответе пользователь или «это не я, оно само сломалось». Типичные ошибки при использовании компьютерных программ, слабые места техники. Основные правила безопасного использования компьютерной техники. Антивирусы.
Интернет
- Подключение. Формы подключения (выделенная сеть, Wi-Fi). Границы ответственности провайдера и абонента. Проблемы при подключении и работе с интернетом.
- Браузеры. Возможности, расширения, настройка личных параметров, преимущества и недостатки различных программ просмотра и навигации.
- Поисковые системы. Различия и общие свойства поисковиков (Google, Яндекс). Настройка поиска. Анализ информационных данных: как отсеять лишнее и не упустить важное.
- Социальные сети как инструменты популяризации, продвижения и образования, книга жалоб и предложений (ВКонтакте, Twitter, Facebook, YouTube, Instagram).
- Безопасная работа в интернете. Настройка антивируса, безопасный поиск.
Сайт учреждения
- Функции сайта: хранилище документов, доска объявлений, визитка учреждения, книга жалоб и предложений, образовательный ресурс, дискуссионный клуб.
- Проектирование. Законодательные требования и постановка задачи в зависимости от нужд учреждения. Выбор формата: только внутреннее пользование, образовательный и просветительский портал, интернет-журнал и пр. Создание контент-плана для каждого формата.
- Оформление сайта (веб-дизайн). Цели дизайна. Конструкторы сайтов. Техническое задание для веб-дизайнера. Последние тренды, подходящие для сайтов учреждений культуры.
- Наполнение (контент). Какие сведения об учреждении должны быть указаны обязательно, что писать не требует закон, чего не требуют посетители.
- Продвижение (seo-аналитика). Зачем продвижение сайту культурного учреждения? Инструменты, доступные рядовому сотруднику. Влияние продвижение сайта на посещение места.
Вспомогательное оборудование и технологии
- Проекторы и их возможности. Установка, поломка (признаки технической неисправности). При каком режиме работы технике необходим ремонт.
- Веб-трансляция: выбор оборудования и формы мероприятия. Проведение веб-семинара.
- Электронные киоски. Предложение рынка. Какую модель выбрать? Функции, востребованные учреждениями культуры. Создаём наполнение своими силами: презентации, фотоотчёты, загрузка видео. Делаем техническое задание для создания: программы для киоска (архитектору компьютерных программ); наполнения мультимедиа (дизайнеру, научному сотруднику).
- Национальная электронная библиотека (НЭБ) и другие сетевые библиотеки.
- Системы электронных библиотечных каталогов. Выбор подходящей автоматизированной информационной библиотечной системы (АИБС): постановка задачи, соответствие стандартам каталогизации, примеры реализации российских АИБС.
- Технологии общения с посетителем. Виртуальная справочная служба, онлайн-запись читателей, система электронного заказа, виртуальные читальные залы и абонементы, мобильные приложения для доступа к электронным каталогам, централизованный межбиблиотечный абонемент, смс-информирование.
Информационные технологии в библиотеке: продвинутый уровень
Задачи, которые необходимо решить:
- С чего начать создание качественного цифрового продукта / внедрения технологии? Привлечение к решению IT специалистов, написание многоуровневого технического задания, подбор исполнителей.
- Можно ли прогнозировать и управлять поведением посетителей. Системы видеонаблюдения и видеорегистрации.
- Как расширить возможности презентации книг? Проекционное оборудование, сенсорные мониторы, световые и звуковые системы, виртуальные туры, AR, VR, MR (технологии изменения реальности).
- Как подать информацию, чтобы посетитель запомнил и вернулся? Аудиогиды, аудиопен, виды передачи информации (RFID-технология и аналогичные цифровые метки, световой идентификации и пр.), мобильные приложения.
- Как защитить информацию? Решения для цифровой безопасности.
- Как сохранить книги и экспонаты? Системы безопасности и охранная маркировка фондов музеев, библиотек и архивов.
- Основные компетенции работника культуры в сфере информатизации.