Цикл отраслевых статей по газоснабжению. Статья 3

Совместный проект ЦНТИ Прогресс и журнала «Коммунальный комплекс России» - цикл отраслевых статей по газоснабжению.

Цикл статей описывает практические проблемы, возникающие на всех стадиях работ по подключению новых объектов к сетям газораспределения: от заключения договора, оценки сроков и стоимости подключения до осуществления проектных и строительно-монтажных работ.

Автор статей - преподаватель курсов по направлению «Газоснабжение» ЦНТИ Прогресс - Лебедев Арсений Сергеевич, заместитель начальника проектно-строительного управления ГРО «ПетербургГаз», государственный эксперт.

Техническая оценка договора о подключении

В статье рассматриваются практические вопросы предпроектной, проектной и строительно-монтажной подготовки сетей, технические аспекты реализации работ по подключению объектов капительного строительства.

Необходимо понимать, что понятийный аппарат и параметры процессов договора о подключении, требования и характер отношений, заложенные в Постановлении Правительства РФ № 1314 и иных актах о его изменении, не определяют техническую сторону реализации договора. Порядок предпроектной, проектной и строительно-монтажной подготовки сетей и сооружений газораспределительного комплекса, вне зависимости от степени их включения в состав тех или иных договоров о подключении, лежит в плоскости правоприменения следующих базовых нормативных актов:

  • Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870 «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления»;
  • постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”»;
  • распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1005-р «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и осуществления оценки соответствия»;
  • СП 62.13330.2010 «СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы"»;
  • СП 20.13330.2010 «СНиП 2.01.07-85 "Нагрузки и воздействия"»;
  • СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб»;
  • СП 42-102-2004 «Проектирование и строительство газопроводов из металлических труб»;
  • СП 42-103-2003 «Проектирование и строительство газопроводов из полиэтиленовых труб и реконструкция изношенных газопроводов»;
  • иные отраслевые своды правил применительно к зданиям и сооружениям специального назначения и применения.

Основное заблуждение, часто встречающееся как в недрах самих газораспределительных организаций, так и среди многочисленных служб заказчиков, подрядчиков и проектировщиков – это отношение к правилам подключения ПП № 1314 как документу газификации «любой ценой», перекрывающему нормы и требования технического характера. В данной статье мы отразим суть технического регулирования со стороны действующих отраслевых норм и правил, а также инструментарий первичного и постдоговорного исследования, регулирующий возможность применения таковых на практике.

Затрагивая техническую сторону процесса газификации, в первую очередь необходимо понимать, что на территории Российской Федерации действующими нормами и правилами закреплено более 200 нормативов различного отраслевого уровня, описывающих требования к нормативному регулированию возможности газоснабжения и ограничивающих таковые. При этом все требования можно условно разделить на три группы.

1. Нормативы, ограничивающие работу по требованиям к объектам газификации: невозможность газоснабжения ввиду характера самих строений, невозможность газоснабжения ввиду повышенной взрывопожароопасности или социальной нагрузки на объекты газопотребления, невозможность газоснабжения ввиду эксплуатационных ограничений по объектам и оборудованию размещения в здании.

2. Нормативы, ограничивающие работу по требованиям к системам газораспределения и газопотребления: невозможность реализации сетей по нормативным расстояниям смещения от иных сооружений, невозможность реализации сетей по нормативным ограничениям зоны расположения сети, невозможность реализации сетей ввиду ограничений по строительной реализации объекта (смежные нормы экологического, пожарного и технологического регулирования).

3. Нормативы, ограничивающие работу по требованиям к объекту размещения: отсутствие перспективы реализации сетевых сооружений и пунктов редуцирования газа на территории потребителя, отсутствие перспектив прокладки сети по ограничениям охранных зон смежных сетевых сооружений, отсутствие планировочных структур к межеванию технических зон и зональной структуре района.

Рассмотрим каждую группу ограничений более подробно.

Ограничение по требованиям к объектам газификации

В рамках нормативов и обособленных разделов, предъявляющих требования к конкретизированным объектам договоров о подключении можно выделить следующие.

СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные».

П. 6.12. При отсутствии централизованного теплоснабжения в качестве источников тепловой энергии, работающих на газовом или жидком топливе, должны применяться автоматизированные теплогенераторы полной заводской готовности. Указанные теплогенераторы следует устанавливать в вентилируемом помещении дома в первом или цокольном этаже, в подвале или на крыше. Генераторы тепловой мощностью до 35 кВт допускается устанавливать на кухне.

Помещение, в котором расположен теплогенератор, работающий на газовом или жидком топливе, должно соответствовать требованиям безопасности, изложенным в СП 61.13330 и СП 62.13330.

Ввод газопровода следует осуществлять непосредственно в кухню или в помещение теплогенераторной. Внутренний газопровод в доме должен отвечать требованиям, предъявляемым к газопроводам низкого давления по СП 62.13330.

СП 89.13330.2012 «Котельные установки».

П. 1.2. СП не распространяется на проектирование котельных тепловых электростанций, в том числе пиковых, котельных с электродными котлами, котлами-утилизаторами, котлами с высокотемпературными органическими теплоносителями (ВОТ) и другими специализированными типами котлов для технологических целей, а также на проектирование автономных источников теплоснабжения интегрированных в здания.

СП 41-104-2000 «Проектирование автономных источников теплоснабжения».

П. 3.2. Тепловая мощность встроенной, пристроенной и крышной котельной не должна превышать потребности в теплоте того здания, для теплоснабжения которого она предназначена.

В отдельных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается возможность использования встроенной, пристроенной или крышной автономной котельной для теплоснабжения нескольких зданий, если тепловая нагрузка дополнительных потребителей не превысит 100% тепловой нагрузки основного здания.

П. 3.4. Не допускается встраивать котельные в жилые многоквартирные здания.

Для жилых зданий допускается устройство пристроенных и крышных котельных. Указанные котельные допускается проектировать с применением водогрейных котлов с температурой воды до 115°С. При этом тепловая мощность котельной не должна быть более 3,0 МВт.

СП 62.13330.2011 с изм. «Газораспределительные системы».

П. 7.1. В лечебных и амбулаторно-поликлинических учреждениях допускается предусматривать использование газоиспользующего оборудования только в помещениях для приготовления пищи, лабораториях и стоматологических поликлиниках, размещаемых в отдельно стоящих зданиях.

Не допускается размещение газоиспользующего оборудования в помещениях подвальных и цокольных этажей зданий (кроме одноквартирных и блокированных жилых зданий), если возможность такого размещения не регламентирована соответствующими нормативными документами.

Основной функционал ГРО при проведении первичной оценки объекта (земельного участка) газопотребления и газификации в свете требований к самому объекту состоит во многом в том, что уже на первичных стадиях оценки договора технические специалисты, привлеченные к мероприятиям его оценки, должны быть включены в работу по собственному анализу объектов заявителя.

Сам заявитель ни семантически, ни законодательно не обязан осуществлять оценку собственной деятельности, но в отличие от работ по иным сетевым сооружениям, должен понимать риски ГРО, связанные с компенсацией понесенных ею потерь или вынужденного простоя, если реализация объекта окажется неосуществимой по принципу нормативных запретов. Из духа и буквы закона и нормы вытекают нижеследующие оценки:

  • оценка жилых зданий и сооружений по принципу закрепления за ними статуса объекта капитального строительства;
  • оценка жилых зданий и сооружений по принципу внедрения в их среду и состав мероприятий реконструкции (реорганизации) вновь выделяемых секторов газоснабжения;
  • оценка общественных, административных и бытовых зданий с целью определения возможности размещения в них (при них, в зоне их посадки) котельных установок или объектов коммунально-бытового газопотребления;
  • оценка мероприятий самого заявителя по планировочной организации собственного ЗУ с целью возможности размещения в нем (при нем) сетей газопотребления как таковых;
  • оценка уже существующих объектов и сооружений с целью причисления их к способным/неспособным к газопотреблению по нормативным ограничениям размещения котельных.

Ограничения по требованиям к системам газораспределения и газопотребления

К нормативным требованиям, ограничивающим работу по требованиям к самим системам газораспределения и газопотребления могут относится следующие ограничения.

СП 62.13330.2011 с изм. «Газораспределительные системы» – по большей части требований обязательного (безусловного) характера, а также в полной мере по ограничениям расположения ГРП в составе квартальных территорий (табл. 5 СП 62.13330.2011) и по ограничениям размещения сетей в зонах и территориях городских проездов и территорий общего пользования (прил. Б и прил. В СП 62.13330.2011).

СП 18.13330.2011 «Генеральные планы промышленных предприятий».

П. 6.3. Следует, как правило, предусматривать совместное размещение инженерных коммуникаций в общих траншеях, тоннелях, каналах, на низких опорах, шпалах или на эстакадах с соблюдением соответствующих санитарных и противопожарных норм и правил безопасности эксплуатации.

Допускается совместное подземное размещение трубопроводов оборотного водоснабжения, тепловых сетей и газопроводов с технологическими трубопроводами, независимо от параметров теплоносителя и параметров среды в технологических трубопроводах.

СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

П. 12.33. Подземные инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог под тротуарами или разделительными полосами в траншеях или тоннелях (проходных коллекторах). В полосе между красной линией и линией застройки следует размещать газовые сети низкого и среднего давления и кабельные сети (силовые, связи, сигнализации, диспетчеризации и др.). При ширине проезжей части более 22 м следует предусматривать размещение сетей водопровода по обеим сторонам улиц. В условиях реконструкции проезжих частей улиц и дорог, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать их вынос под разделительные полосы и тротуары. Допускается сохранение существующих и прокладка новых сетей под проезжей частью при устройстве тоннелей.

П. 12.34. Прокладку подземных инженерных сетей в тоннелях (проходных коллекторах) следует предусматривать, как правило, при необходимости одновременного размещения тепловых сетей диаметром 500–1000 мм, водопровода до 500 мм, кабелей (связи и силовых напряжением до 10 кВ) – свыше 10 мм, а также на пересечениях с магистральными улицами и железнодорожными путями. Совместная прокладка газо- и трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие вещества, с кабельными линиями не допускается.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.

Ст. 100, п. 10. На территории производственного объекта размещение надземных сетей трубопроводов с горючими жидкостями и газами запрещается для:

  1. транзитных внутриплощадочных трубопроводов с горючими жидкостями и газами – по эстакадам, отдельно стоящим колоннам и опорам из горючих материалов, а также по стенам и кровлям зданий, за исключением зданий I и II степеней огнестойкости;
  2. трубопроводов с горючими жидкостями и газами – в галереях, если смешение этих продуктов может вызвать пожар или взрыв;
  3. трубопроводов с горючими жидкостями и газами – по сгораемым покрытиям и стенам, по покрытиям и стенам зданий категорий А и Б по взрывопожарной опасности и пожарной опасности;
  4. газопроводов горючих газов – по территории складов твердых и жидких горючих материалов.

Лесной Кодекс РФ.

Ст. 105. Правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (в ред. Федерального закона от 14.03.2009 № 32-ФЗ).

1. В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17, ч. 5.1 ст. 21 настоящего Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан. (Ч. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ).

2. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В лесопарковых зонах запрещаются:

  • 1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
  • 2) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. (П. 2 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ);
  • 3) ведение сельского хозяйства;
  • 4) разработка месторождений полезных ископаемых;
  • 5) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

4. В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.

5. В зеленых зонах запрещаются:

  • 1) виды деятельности, предусмотренные пп. 1, 2 и 4 ч. 3 настоящей статьи;
  • 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства;
  • 3) размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

5.1. В городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пп. 1–5 ч. 3 настоящей статьи.

На рис. 1 показан пример (не)возможности расположения сети в рамках технологического присоединения уже с учетом факторов расположения зон городских лесов и лесопарков в рамках объекта подключения.


Рис. 1. Расположение сети ДП в среде городских лесов и лесопарков.

Основной функционал ГРО при проведении первичной оценки зоны строительства сети газораспределения и газопотребления до границ ЗУ газификации состоит в следующем:

  • анализ градостроительной зоны работ с целью выделения земель особого, ограниченного и режимного использования в аспектах градостроительства, пожарной безопасности, особо охраняемых природных и ландшафтных зон;
  • анализ существующей конфигурации городских проездов и иных зон общего пользования с целью выявления свободных подземных и надземных пространств для размещения сетей газопроводов;
  • анализ и техническая оценка свободных зон и площадок для размещения газорегуляторных пунктов, крановых групп и надземных отключающих устройств;
  • анализ расположения по пути следования трассы сооружений особого сетевого назначения (коммуникационные коллекторы Ду > 400 мм и каналы поперечником свыше 1,0 м), объекты особого контроля и надзора автотранспортного назначения (насыпи высотой более 2,5 м, федеральные автомобильные дороги, автодороги категории I и выше);
  • предварительная оценка необходимости проведения работ в зоне железных дорог общего пользования, ведомственных железнодорожных путей, трамвайно-троллейбусного движения в городской среде и возможностей наличия по трассе следования объектов пневмотранспорта, тоннелей и метрополитенов;
  • наличие в зоне 100 м от производства объектов и складов нефтехимического, нефтеналивного характера, хранилищ топлива топливно-энергетического профиля и объектов автозаправочных станций с выносными и/или отдельно стоящими резервуарами резервного хранения;
  • первичное предварительное определение категорий пожаровзрывоопасности объектов намечаемого проложения сети, определения степени конструктивной и механической надежности опор эстакад надземного проложения сети территорий производственных площадок;
  • для производственных площадок и промышленных зон: достоверное или предварительное закрепление назначения сетевых сооружений, уже имеющихся в составе эстакадных групп по составу транспортируемой среды, выявление отраслевых ограничений по высотности расположения надземных трасс и санитарно-технологическим разрывам к технологическим объектам заявителя.

Журнал «Коммунальный комплекс России», № 9 (147) сентябрь, 2016

Курсы по теме



Проектирование систем газоснабжения, газораспределения и газопотребления

19 – 22 октября 2017, Санкт-Петербург