-
Для кого
директора школ, лицеев, гимназий, методических центров; руководители департаментов образования; учителя
Программа
1. Общие вопросы духовно-нравственного и религиозного образования в школе. Духовно-нравственное и религиозное образование в контексте новых образовательных стандартов. Проблема интеграции религиозных знаний в систему общего образования. Формы и виды духовно-нравственного образования на основе религиозно-культурного компонента. Конфессиональное обучение религии. Научное религиоведение. Религиозно-культурологическое образование. Этноконфессиональное образование в составе этнокультурного образования. Гуманитарное религиозное образование. «Образовательное религиозное образование». «Обучение у религии». Концепция «религия как дар». Общие принципы духовно-нравственного образования. Инклюзивное понимание светскости. Принцип развивающего обучения. Принцип культуросообразности. Принцип единства социализации и индивидуации. Гуманитарное качество педагогического отношения.
2. «Основы религиозных культур и светской этики» как учебный предмет в школе. Нормативно-правовое обеспечение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Место учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения. Цели и задачи учебного курса ОРКСЭ. Структура и содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики». УМК ОРКСЭ: учебные пособия, примерная программа электронные учебные пособия к модулям курса, книга для учителя ОРКСЭ, книга для родителей. Организационно-педагогические условия преподавания ОРКСЭ в общеобразовательных школах. Опыт внедрения курса ОРКСЭ.
3. Педагогические технологии и методики преподавания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Особенности проектирования уроков ОРКСЭ. Эффективные формы организации учебной работы на уроках ОРКСЭ. Учебное сотрудничество на уроках ОРКСЭ. Особенности педагогического общения на уроках ОРКСЭ. Методы активизации познавательной деятельности школьников в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Средства обучения на уроках ОРКСЭ. Методика интерпретации религиозных феноменов. Методика работы с текстами (притчами), используемые в учебных пособиях для школьников в курсе ОРКСЭ. Методика работы с наглядными средствами обучения в курсе ОРКСЭ. Мультимедийные наглядные средства обучения на уроках ОРКСЭ. Использование игровых технологий в рамках преподавания курса ОРКСЭ. Проблемные познавательные задачи. Диалоговые технологии. Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ. Дистанционная Интернет поддержка духовно-нравственного образования в школе. Система домашних заданий.
4. Духовно-нравственное и религиозное образование во внеурочной деятельности. Понятие и сущность внеурочной деятельности. Интеграция урочной и внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности. Специфика общения во внеурочной деятельности. Методика и организационные формы внеурочной деятельности. Внеурочная работа и ее место в системе духовно-нравственного образования школьников. Возможности внеурочной деятельности при организации духовно-нравственного образования. Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Особенности организации проектной внеурочной деятельности. Структура и содержание проектов. Игровая внеурочная деятельность. Сценарий игровой программы. Образовательные путешествия. Методика разработки образовательных путешествий на религиозную тематику. Образовательные возможности сети Интернет. Религиозные праздники в структуре внеурочной работы. Особенности проведения массовых праздников. Методическая разработка религиозного праздника.
5. Диагностика духовно-нравственного развития и воспитания школьника. Методы диагностики воспитанности: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации и учебных работ, педагогический эксперимент. Контроль и оценка достижения планируемых результатов на уроке. Диагностика результативности усвоения знаний. Диагностика метапредметных результатов. Метод смысловых ассоциаций. Тест ценностных ориентаций М. Рокича. Психодиагностические методики Смекала-Кучера и Ш. Шварца. Структуралистская теория развития личности Ж. Пиаже. Метод нравственных диллем Л. Кольберга. Тест Линда. Методика «ОНИКС». Q-сортировка. Техника комплексной диагностики.
6. Выездное занятие в образовательном учреждении Санкт-Петербурга. Знакомство с опытом работы школы.
Семинар проводят:
Козырев Ф.Н., д.п.н., директор института религиозной педагогики РХГА;
Кучурин В.В., к.и.н., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра ЛОИРО;
Фирсова Н.В., к.и.н., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра ЛОИРО;
Рогозина Т.В., старший преподаватель кафедры управления и экономики ЛОИРО.ВНИМАНИЕ!
По вопросам участия нашей организации в электронных аукционах на Госзаказ обращаться по телефону (812) 327 74 10
Период оказания услуги по очно-заочной форме с 16 по 27 апреля 2012 года (очная часть – с 23 по 27 апреля 2012 года)Для участников:
обучение по заявленной программе с выдачей Удостоверения;
комплект информационно-справочных материалов;
экскурсионная программа;
ежедневные обеды и кофе-брейки.