• Создание работающей системы контроля и внутреннего аудита. Оценка рисков, модель COSO

    Для кого

    для специалистов в области внутреннего контроля и аудита, сотрудников отделов ревизий, контрольно-ревизионных управлений (КРУ), специалистов по экономической безопасности


    Программа

    1. Система контроля в компании.
      • Внутренний контроль и аудит: от "бухгалтерского" аудита к контролю эффективности.
      • Элементы и методы системы внутреннего контроля. Контроль в структуре операционного цикла и цикла управления. Тестирование существующих инструментов контроля. Почему не работают приказы и регламенты.
      • "Системный"/"последовательный" подход в контроле. Концепция внутреннего контроля COSO.
    2. Особенности проведения контрольных мероприятий отдельных бизнес-процессов. Разработка и тестирование контрольных процедур, выявление "слабых" мест, анализ причин отклонений в Системах контроля:
      • бизнес-процессов компании;
      • закупок; анализ поставщиков; ценообразование; контроль выполнения работ и услуг;
      • продаж; система скидок; контроль рекламной деятельности;
      • финансов; бюджетный контроль;
      • ТМЦ; борьба с неликвидами; условия хранения; инвентаризация;
      • персонала; система мотивации; показатели эффективности сотрудников; система обучения.
    3. Подход на основе системы оценки рисков. Современные стандарты риск-менеджмента: COSO ERM и ISO 31000. Мониторинг рисков. Действия, обеспечивающие реагирование на риски.
    4. Программа противодействия мошенничеству в компании.
      • Основные виды мошенничества: кража ТМЦ, "откаты", продажа информации, завышение объемов работ, манипуляции с ценообразованием.
      • Выявление мошенничества: системы управленческого учета, контроля, корпоративная культура.
      • Взаимодействие подразделений в рамках противодействия мошенничеству.
      • Примеры программ противодействия мошенничеству в компании.
    5. Аналитические методы выявления недостоверных данных. Приемы выявления умышленных искажений и ошибок (отчетность продаж, технические данные и др.).
    6. Как повысить качество контрольных мероприятий. Организация внутреннего контроля.
      • Постановка целей. Определение зон контроля.
      • Формирование рабочей группы. Преимущества и недостатки привлечения контролеров со стороны. Взаимодействие контролера, бухгалтерии, финансово-экономического отдела, служб безопасности. Необходимое информационное обеспечение.
      • Выбор методологии и процедур внутреннего контроля. Приемы анализа операций.
      • Обеспечение системности, непрерывности и объективности внутреннего контроля.
      • Составление плана проверок. "Пилотная" проверка.
      • Критерии качества внутренних коммуникаций. Коллекция ошибок.
      • Преодоление сопротивления изменениям персонала компании. Навыки эффективной коммуникации в работе контроллера.
      • Написание отчета внутреннего контроллера. Представление результатов проверок.
      • Оценка эффективности внутреннего контроля.
      • Когда контроль вреден: примеры неэффективной и опасной организации системы внутреннего контроля.