Выйти победителем, или Финансовое управление в эпоху кризиса
Дина Александровна Каражакова, финансовый директор консалтинговой компании, бизнес-консультант, к.э.н.
В погоне за нивелированием последствий кризиса, мы забываем «чувствовать» свой бизнес, бизнес-процессы, которые в нем происходят. Пытаемся играть по правилам, которые сформулированы не нами, да и не в наше время. Да, пора признать, что наступила новая эпоха. Эпоха, которая диктует нам свои правила. Но, ко всеобщему сожалению, пока никем эти правила не сформулированы.
Одно осталось неизменным — для любого бизнеса важна величина денежного потока, которая может быть сформирована в процессе деятельности. От этого зависит и масштаб бизнеса, и возможность формировать запасы сырья и материалов, и условия организации производственного процесса. Прибыль, как положительный финансовый результат деятельности предприятия, также важна и формируется за счет генерируемого денежного потока. Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что в кризис для предприятия на первый план выходят такие стоимостные показатели как выручка и объем производства, однако, как долго предприятие сможет функционировать на рынке без прибыли, балансируя на относительном равенстве доходов и затрат?
Как мы уже обозначили выше, правила, сформулированные финансистами в докризисный период, в настоящее время либо не работают, либо дают результаты, которые отличаются от ожидаемых (не в лучшую сторону). Вот только некоторые правила, которые нуждаются в корректировке:
- Неснижаемые остатки денежных средств.Да, неснижаемые остатки денежных средств — ключ к формированию прибыли. Однако в среде, характеризующейся нестабильностью, совокупный денежный поток — более надежный показатель для управления бизнесом.
- Качественный платежный календарь, характеризующийся отсутствием кассовых разрывов. Несомненно, отсутствие кассовых разрывов — индикатор эффективного планирования денежного потока. Однако на современном этапе критерием эффективности управления денежным потоком может стать критерий «управляемых кассовых разрывов». Это ситуация, когда предприятие планирует кассовые разрывы с целью финансирования деятельности предприятия.
- Финансирование текущей деятельности за счет текущих поступлений денежных средств в докризисный период. Исключением из данного правила было начало периода, когда предприятие еще не успело реализовать продукцию (не сформировало текущий положительный денежный поток), поэтому было вынуждено финансировать текущую деятельность за счет прибыли предыдущего периода. Сегодня многие предприятия вынуждены использовать «запас финансовых ресурсов», сформированный в предыдущем периоде, для осуществления текущей деятельности. И эта ситуация не расценивается как негативная.
В кризис действует только одно правило: денежные средства являются результатом завершения всех бизнес-процессов на предприятии.
Во время кризиса полномочия финансовой службы расширяются и компания вынуждена перейти к стратегии тотального управления денежными средствами, которая охватывает все бизнес-процессы, начиная от закупки сырья и производственного процесса, заканчивая реализацией товаров и инкассацией дебиторской задолженности. Все решения, связанные с возможной сменой поставщиков сырья и материалов, предоставлением скидки покупателям и товарных кредитов, должны замыкаться на финансовую службу, так как финансовые потоки проходят через все бизнес-процессы компании. С одной стороны, реализация стратегии тотального управления денежными средствами расширяет функционал финансовой службы (и, соответственно, возрастает нагрузка сотрудников), с другой стороны, позволяет принимать системные и взвешенные управленческие решения.
Нам необходимо научиться чувствовать свой бизнес, управлять бизнес-процессами не на основе непреложных правил (иногда, в силу специфики деятельности и внешних факторов, не работающих), а на основе ситуативного системного подхода. Умение нарушать правила — вот единственный шанс предприятия выйти победителем.
Семинары с участием Д.А. Каражаковой
■ Управление финансово-экономической службой (ФЭС): организационные и методологические аспекты
Санкт-Петербург, 17 – 21 октября
■ Управление денежными средствами. Прогнозирование, анализ, контроль денежных потоков
Санкт-Петербург, 7 – 10 ноября
■ Бюджетирование. Постановка и усовершенствование системы бюджетирования на современном предприятии
Санкт-Петербург, 28 ноября – 2 декабря
Санкт-Петербург, 28 ноября – 2 декабря
Санкт-Петербург, 5 – 8 декабря
■ Планово-экономический отдел: планирование, контроль и анализ показателей эффективности предприятия
Санкт-Петербург, 12 – 15 декабря